02.10.2017
Предлагается ввести единообразную практику применения санитарных правил и нормативов в отношении рабочих мест с вредными условиями труда

Учитывая, что вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, к которым, в том числе относится и установление критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания человека и соблюдения требований санитарных правил, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в качестве способа решения выявленной проблемы Роспотребнадзором предложено внести изменения в действующую редакцию Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Основанием для корректировки положений законодательного акта являются поручения Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № ОГ-П12-134пр и от 27.03.2017 № ОГ-П12-80пр.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 
При этом Федеральным законом от 30.03.2017 № 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда, в том числе условий работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, с источниками физических факторов воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности условий таких работ устанавливаются санитарными правилами.
 
Согласно вступившим в силу с 01.07.2017 положениям абзаца 3 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при разработке санитарных правил, в том числе, устанавливаются основания, при наличии которых требуются расчет и оценка риска для здоровья человека. При этом на основании абзаца 3 части 2 статьи 51 Закона предусмотрено утверждение методик расчета и оценки риска для здоровья человека. Наличие различных методик оценки риска для здоровья человека в зависимости от видов деятельности, воздействующих факторов среды обитания, состояния здоровья и категорий экспонируемого населения, включая наиболее чувствительные группы, позволит дифференцировать подходы к установлению приемлемых уровней риска и эффективно обеспечить управление рисками для здоровья, в том числе работающего населения.
 
Таким образом, риск для здоровья человека будет оцениваться в случаях, предусмотренных санитарными правилами.
 
Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» проекты санитарных правил подлежат публичному обсуждению и оценке регулирующего воздействия.
 
Благодаря указанным процедурам будет обеспечена возможность диалога как с бизнес-сообществом, представляющим интересы работодателей, так и с профсоюзными организациями, представляющими интересы работников, в том числе, по вопросам включения в проекты санитарных правил положений, предусматривающих случаи, в которых необходим расчет риска для здоровья человека.
 
Законопроектом предусмотрены изменения в статьи 24, 25 и 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в части условий приостановления (прекращения) деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в случае нарушения ими санитарных правил. В частности, такое приостановление будет осуществляться в случаях, когда невозможно обеспечить безопасные и безвредные условия для человека в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями даже с учетом проведения защитных, профилактических, реабилитационных и иных мероприятий.
 

При этом применение подходов, основанных на методологии оценки и управления риском для здоровья населения, создает основу для обоснования и выбора наиболее эффективных, результативных и наименее затратных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе работающего населения, в условиях ограниченных финансовых и ресурсных возможностей как бюджетных, так и бизнес-сообщества.

 

Источник: http://www.trudcontrol.ru